?

Log in

No account? Create an account

Around the Worldmusic

Previous Entry Share Next Entry
to_watch @ 12:39 am: Корсиканска музыка


В наших краях большинству Корсика известна, в основном, благодаря Наполеону Бонапарту, который был родом с этого острова. Некоторые в школе или институте читали рассказы Маттео Фальконе или Коломба
Проспера Мериме. Но есть еще одна сторона, очень интересная и как мне кажется, дающая глубокое представление об этом острове и его народе. Это корсиканская музыка.




Корсика ― это скалистый остров в Средиземном море, к западу от Италии. Административно принадлежит Франции. Официальным языком является французский, но исконный язык местного населения ― корсиканский (Corsu), язык романской группы, близкий к итальянскому, особенно диалектам итальянских провинций Тосканы и Сардинии. На данный момент находится в упадке, но предпринимаются попытки его возрождения.

В отношении музыки, Корсика, пожалуй, наиболее известна своим многоголосным пением. Его возрождением мы обязаны во многом подъему корсиканского национализма в 1970гг.


Народная музыка


На Корсике существуют несколько разнвидностей танца:
tarentelle - круговой танец
caracollu - женский спиральный похоронный танец,
moresca - мужской танец, символизирующий борьбу между маврами и христианами,
manferina - смешанный танец, восходящий к культу сонца, (смотреть)
saltareddu - древний смешанный танец этрусского происхождения,
(смотреть,как корсиканцы учатся его танцевать:)
a marsillian и u tarascà - пришедшие из французской провинции Прованс и некоторые другие.

Также на страстную пятницу происходит granitula ― спиральная процессия.

Одноголосное пение

Наистарейшие вокальные формы включают voceri (sing. voceru) ― импровизационный плач по умершим, обычно исполняющийся женщинами, плачи разбойников, плачи по животным, колыбельные (nanne) , прощальные песни, tribbiere (sing. tribbiera) или молотильные песни, песни погонщиков мулов, chjam' è rispondi (‘вопрос и ответ’), currente ― приветственные песни, обычно под аккомпанемент скрипки, и cuntrastu ― диалог между молодым человеком и девушкой.
(смотреть)

Рассказ П. де Сен-Виктора о voceru в переводе Максимилиана Волошина читать здесь.


Многоголосное пение
(можно например послушать на этой странице)

Корсиканские многоголосные песни (pulifunie) исполняются акапелла, т.е. без сопровождения и могут быть как религиозными, так и светскими. Например, похоронные песни ― религиозные, а колыбельные (nanna) и paghjella ― светские. Традиционно 4―6 голосные импровизации исполняются мужчинами, за исключением cuntrastu (обычно 2х голосных) и колыбельных, которые часто поются и женщинами. Сохранились братства исполнителей многоголосия, история некоторых из которых восходит к 12 веку. Сама традиция импровизационного полифонического пения более молода и появилась в 15 веке. Ее родоначальниками считают музыкальную традицию falso bordone времен ренессанса и генуэзское пение Trallalero.

Традиция многоголосного пения к 1950гг. практически умерла, но в 1970х годах на волне национального подъема начала возрождаться и теперь является неотъемлемой частью корсиканского самосознания и часто используется в целях пропаганды корсиканского национализма и сепаратизма.
(смотреть)

Из известных музыкантов можно назвать такие группы и исполнителей:
Palatini, A Filetta, Terra, Voce di Corsica, Alte Voce, Barbara Furtuna, Vaghjime, Cinqui So', Donninsulana, Canta u Populu Corsu и I Muvrini.

Народные инструменты:
Наиболее характерным корсиканским инструментом является cetera или ситтерн с 4―8 сдвоенными струнами, инструмент тосканского (итальянского) происхождения и восходящий ко времени ренессанса. Видный исполнитель на нем ― Roland Ferrandi (послушать U lamentu di u banditu).

Caramusa – язычковый инструмент с резонатором
Cialamedda (также cialamella/cialambella) – в прошлом времени тростниковый, теперь деревянный пастушеский кларнет
Mandulina - мандолина
Pirula – тростниковая флейта
Pifana (также pivana) – рог из козлиного рога
Riberbula - варган
Sunaglieri – пастушеские колокольчики
Timpanu - треугольник
Urganettu – диатонический аккордеон

Для тех, кто читает по французски:

Замечательный сайт о Корсике, корсиканской музыке, исполнителях,здесь .

Сайт о наиболее известных корсиканских группах.

страница a Radio di a Corsica cо списком корсиканских групп, по ссылкам иногда есть их веб-сайты. На главной странице радио есть ссылка на прямой эфир через веб как обычного радио так и традиционного. Также на главной в прямом эфире пишут что играет.

Сайт с корсиканскими песнями-аккордами
http://www.sunemu.net/


альбом корсиканского полифонического пения можно скачать здесь


Comments

[User Picture]
From:silver_john
Date:December 6th, 2007 08:57 pm (UTC)
(Link)
Интересно! Будем слушать. Спасибо!
[User Picture]
From:sestra_kerry
Date:December 7th, 2007 12:07 am (UTC)
(Link)
u menia zdes pojavilsia znakomyy s Korsiki, pravda musicu igraet i tancuet irlandskuju...strannyj personazh, i naskolko ja znaju iz Merime, oni takije i est, korsikancy

videla mestnye lombardijskie tancy, ochen zabavnye :) zhenshina daet mushine platok, a on ee obmatyvajet im za sheju, kak Otello Dezdemonu ))))
[User Picture]
From:antplat
Date:March 19th, 2009 12:43 am (UTC)
(Link)
волынка еще есть корсиканская
[User Picture]
From:to_watch
Date:March 19th, 2009 05:32 am (UTC)
(Link)
та да, кажись есть такая
.
Не помню, почему про нее тогда не написал.
Вообще, инструментальной корсиканской музыки почти не слышал - все больше полифония.
[User Picture]
From:olster28
Date:March 9th, 2010 04:23 pm (UTC)
(Link)
Спасибо. Давно заслушал до дыр альбом какой-то группы. Название было что-то типа "резистенция". А вот теперь найти не могу ни на винте, ни в интернете, названия забыл. А музыка очень впечатляющая была.
[User Picture]
From:dmdr
Date:January 19th, 2011 11:38 am (UTC)
(Link)
Привет.
Поскольку интересуюсь данной темой то напишу. Название этой группы где-то видел, найти сейчас вряд ли смогу но дам несклько ссылок.

страница a Radio di a Corsica ) cо списком корсиканских групп, по ссылкам иногда есть их веб-сайты. На главной странице радио есть ссылка на прямой эфир через веб как обычного радио так и традиционного. Также на главной в прямом эфире пишут что играет.
http://www.alta-frequenza.com/fr/artistes_corses

Сайт с корсиканскими песнями-аккордами
http://www.sunemu.net/

Сайт Дикая Корсика, на который давал ссылку автор поста но у него ссылка не работает.

http://corse-sauvage.perso.sfr.fr/


ещё очень помогает google.fr

Найдете "резистенцу", напишите, мне это интересно.
[User Picture]
From:olster28
Date:January 19th, 2011 01:50 pm (UTC)
(Link)
Спасибо большое
From:dmdr
Date:January 19th, 2011 01:02 pm (UTC)
(Link)
а вот какая-то другая версия сайта Дикая Корсика

http://corse-sauvage.com/
[User Picture]
From:to_watch
Date:January 19th, 2011 01:45 pm (UTC)
(Link)
оо, вот это круто реально)! Это похоже его обновленная версия. Добавил в ссылки в посте.
From:dmdr
Date:January 20th, 2011 07:36 pm (UTC)
(Link)
буду закидывать сюда ссылки по теме, которые нахожу.
вот , к примеру, товарищ с корсики вконтакте выложил некоторую музыку.
И вообще, сейчас вконтакте начала появляться корсиканская полифония.

http://vkontakte.ru/audio.php?id=53418698
[User Picture]
From:to_watch
Date:January 20th, 2011 08:00 pm (UTC)
(Link)
ухтыжничосе! спасибо), круто)!
[User Picture]
From:dmdr
Date:January 20th, 2011 09:39 pm (UTC)
(Link)
так вот тут ещё я набрёл на сайт который продаёт музыку и там её можно послушать бесплатно.
в том числе некоторую корсиканскую - например этот альбом.

http://www.musicme.com/#/Petru-Guelfucci/albums/Corsica-3661585231226.html

сам сайт Petru Guelfucci

http://petruguelfucci.com/
[User Picture]
From:to_watch
Date:January 20th, 2011 09:41 pm (UTC)
(Link)
вот этот исполнитель как раз на торрентах есть
[User Picture]
From:dmdr
Date:January 19th, 2011 11:42 am (UTC)
(Link)
Привет )
Если есть возможность и желание, добавьте плз в описание постинга

"
страница a Radio di a Corsica ) cо списком корсиканских групп, по ссылкам иногда есть их веб-сайты. На главной странице радио есть ссылка на прямой эфир через веб как обычного радио так и традиционного. Также на главной в прямом эфире пишут что играет.
http://www.alta-frequenza.com/fr/artistes_corses
"
"
Сайт с корсиканскими песнями-аккордами
http://www.sunemu.net/"

и ещё часть ссылок в посте битая, было бы прекрасно их исправить )))
[User Picture]
From:to_watch
Date:January 19th, 2011 12:31 pm (UTC)
(Link)
благодарю).
"и ещё часть ссылок в посте битая, было бы прекрасно их исправить )))"
- не то что бы часть ссылок битая, а почти все они умерли, как обнаружилось. Посту, то почти 4 года. Исправлю, как время найдется, но не обещаю.
From:dmdr
Date:January 19th, 2011 12:49 pm (UTC)
(Link)
Окей. Если есть какие ссылки живые ссылки на корсиканскую музыку, скиньте плз.
[User Picture]
From:to_watch
Date:January 19th, 2011 01:46 pm (UTC)
(Link)
вот посмотрите ссылку в посте, поправил - залил альбомчик полифонии.
На рутрекере есть несколько альбомов - по запросу Corsica.
[User Picture]
From:fibla
Date:June 22nd, 2011 07:20 pm (UTC)
(Link)
добрый день :)

слышал по корсика-радио одну замечательную песню, но нагуглить никак не могу.
может быть, знаете ее?

поет женщина, перечисляя корсиканские города.

к сожалению, именно это радио сейчас в интернете вещает из рук вон плохо, не получается поймать ее еще раз :(
спасибо!

WBR,
Ivan
[User Picture]
From:fibla
Date:July 2nd, 2011 06:36 am (UTC)
(Link)
нашел :)

Regina Et Bruno - Tous Les Corses Du Monde

WBR,
Ivan
[User Picture]
From:dmdr
Date:October 5th, 2012 07:21 pm (UTC)
(Link)
Благодарю за инфу. послушаю ))) Я вот сейчас слушаю Jacky Micaelli , очень круто.
[User Picture]
From:dmdr
Date:October 5th, 2012 07:26 pm (UTC)
(Link)
А вот ещё Джеки Микаели.
Ох крута конечно.... И как по-разному она поёт полифонию и обычные песни под аккомпанимент.

http://vk.com/audio?q=Jacky%20Micaelli

http://www.alta-frequenza.com/antenne/artistes_corses/micaelli_jacky

Вот её сайт там тоже немного музыки есть.

http://www.jackymicaelli.com/
Powered by LiveJournal.com