to_watch (to_watch) wrote in musicoftheworld,
to_watch
to_watch
musicoftheworld

Category:
11,64 КБ


по заявкам трудящихся) -


Колесная лира
(hurdy-gurdy)



Колесная лира, хёрди–гёрди, известная также как колесная скрипка ("wheel fiddle") – это струнный музыкальный инструмент, звук в котором извлекается посредством трения наканифоленного колеса, приводимого в движение рычагом, об струны. Это колесо по своей сути выполняет функцию смычка, превращая инструмент во что-то вроде механической скрипки. Мелодия играется с помощью клавиш, на которых укреплены кулачки – деревянные клинышки, зажимающие струны в нужных местах. Как и большинство акустических струнных, колёсная лира имеет резонатор, который усиливает колебание струн.

Большинство колесных лир имеют несколько бурдонных струн, которые дают постоянный тон во время игры, во многом похожий на принцип волынки. По этой причине колесная лира часто используется вместе с волынкой или вместо нее, например, во французской и венгерской фолкмузыке.

Многие музыкальные фестивали собирают группы с участием исполнителей на колесной лире, наиболее известный такой фестиваль – фестиваль в Сан-Шартье, в центральной Франции в департаменте Индр, проводящийся около 14 июля.



Происхождение и история

7,09 КБ


Считается, что хёрди-гёрди появилась в западной Европе ранее 8го века н.э. Одной из ранних форм инструмента был органиструм – большой инструмент с резонатором в форме гитары и длинным грифом, на котором были укреплены клавиши (в диапазоне одной диатонической октавы). Органиструм имел одну мелодическую струну и две бурдонных, которые натягивались через обычный мостик и небольшое колесо. Из-за своего размера на органиструме играли вдвоем – один музыкант вращал колесо, другой – тянул клавиши. Тянуть (а не нажимать) клавиши было непростой техникой, поэтому на инструменте исполняли в основном медленные мелодии. Органиструм настраивался по пифагорейской темперации, и использовался в первую очередь для сопровождения церковного и монастырского хорового пения. Аббат Одо из Клюни (ум.942) считается автором небольшого описания устройства органиструма под названием Quomodo organistrum construatur (Как устроен органиструм), известного из более поздних копий, однако его достоверность довольно сомнительна. Одним из наиболее ранних изображений органиструма является скульптура 12в. на соборе в Саньтяго де Компостела в испанской Галисии, изображающая двух исполнителей на инструменте.

12,98 КБ


Позднее органиструм приобрел меньшие размеры, более удобные для использования одним музыкантом. Органиструм соло был известен в Испании и Франции, но вскоре его сменила симфония (simfonia), небольшой вариант хёрди-гёрди с прямоугольным резонатором, тремя струнами и диатонической клавиатурой. Примерно в то же время были изобретены нажимные клавиши. Такие клавиши гораздо больше подходили для игры быстрых мелодий, были гораздо более удобными и вскоре совершенно вытеснили вытяжные. Средневековые изображения симфонии демонстрируют оба типа клавиатур.

Во времена ренессанса колесная лира, наряду с волынкой была очень популярным инструментом. В это время появились инструменты с короткой шейкой и прямоугольным резонатором с резными торцами. Примерно в это время на изображениях инструмента появляется жужжащий мостик. Жужжащий мостик, также называемый собачка, - это небольшой несимметричный мостик, опирающийся на деку, через который натягивается одна из бурдонных струн. Когда ускоряется вращение колеса, одна из ножек мостика приподнимается над декой и вибрирует, производя жужжащий звук. Считается, что жужжащий мостик был заимствован со смычкового однострунного инструмента под названием tromba marina.

Во времена позднего возрождения утвердились две характерные формы резонатора инструмента – гитарной формы и наборный из клепок, округлой лютневой формы. Последняя форма особенно характерна для французских инструментов.

К концу 17го века изменившиеся вкусы потребовали от колесной лиры больших полифонических возможностей и, не обладающая ими, она стала инструментом низших классов и в результате получила названия, например, такие, как немецкое Bauernleier «крестьянская лира» или Bettlerleier «бедняцкая лира».
Во времена рококо, однако, возрождение интереса к крестьянской тематике снова обратило взор высших классов к инструменту, и он приобрел огромную популярность в высшем свете. Для колесной лиры известными композиторами писались классические произведения (например, известное - Il pastor Fido Вивальди). В это время преобладала шестиструнная форма инструмента под названием vielle à roue. Такой инструмент имел две мелодические струны и четыре буронных, которые могли отключаться и включаться, если была необходимость играть в разных тональностях.

В это же время колесная лира стала проникать дальше на восток, где в разных вариантах получила развитие в славянских странах, восточных германских областях и Венгрии. Большая часть национальных инструментов вымерла к началу 20го века, но некоторые сохранились до наших дней, наиболее известные из которых – французская vielle à roue, венерский tekerőlant и испанская zanfona. На Украине разновидность под названием лира широко использовалась слепыми бродячими музыкантами, большая часть которых была уничтожена Сталиным в 1930х. Во многих странах – в Швеции, Германии, Австрии, Чехии, Польше, России, Италии и Португалии в недавнее время произошло возрождение инструмента, в результате чего он проник в разнообразные музыкальные направления и стили, включая современную музыку, в контексте которой раньше колёсную лиру никто не рассматривал.

В 18 веке название hurdy gurdy также применялось к небольшому переносному инструменту, так же называемому «barrel organ» - шарманка, на которой часто играли бродячие музыканты.

Колесная лира в восточной Европе

В восточной Европе, в частности в Венгрии, Польше, Беларуси и Украине существует развитая традиция игры на колесной лире. На Украине инструмент известен под названием лира или реля, и применялся в основном профессиональными странствующими музыкантами, часто слепыми, которые назывались лирники. Их репертуар состоял в основном из религиозных тем, а также эпических песен под названием думы и народных танцев. В 1930х гг. традиция практически прервалась, потому что советским правительством лирники были объявлены социально нежелательным элементом и массово уничтожены. Сейчас инструмент активно возрождается и применяется в различных фолк проектах.

Терминология

В силу развитости французской колеснолирной традиции многие из частей инструмента и приемов игры называются французскими терминами. Например:

trompette: самая высокая бурдонная струна, которая натягивается через жужжащий мостик
mouche: бурдонная струна, настраиваемая на кварту или квинту ниже струны trompette
petit bourdon: бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны trompette
gros bourdon: бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны mouche
chanterelle(s): мелодическая струна (струны), по-английски так же называемые chanter или chanters
chien: (буквально «собачка») жужжащий мостик
tirant: небольшой колок на струнодержателе, предназначенный для регулировки чувствительности жужжащего мостика

Названия инструмента

В соответствии с Оксфордским этимологическим словарем слово -ономатопоэтическое по происхождению, и воспроизводит повторяющийся скрипящий звук, характерный для инструментов с твердыми деревянными колесами, которые покоробились от влажности; или звук жужжащего мостика.

Некоторые придерживаются другой, народной этимологии:

hurdy - спина, зад человека + gurdy - колесо с рычагом, для вытягивания рыбацких сетей в лодку

Эта этимология вызывает сомнения по нескольким причинам: во-первых, hurdy – не английское слово, во-вторых – название рычага (hurdy gurdy , а не gurdy ) впервые было зафиксировано в 1883 и перенесено на него из-за аналогии с музыкальным инструментом, а не наоборот.

Еще одна народная этимология говорит, что название hurdy gurdy происходит из англизированной формы французского harpe de gourde .

Иногда инструмент описательно называется «колесная скрипка», однако среди исполнителей такой термин не употребляется. Венгерское tekerőlant и его вариант forgólant – оба означают «поворотная лютня». Немецкое Bauernleier означает «крестьянская лира». (Слова Leier, lant – обозначают инструменты семейства лютни или лиры, но исторически они обозначали более широкий спектр значений и применялись для многих типов струнных инструментов).
Еще одно венгерское слово для обозначения колесной лиры - nyenyere , которое предположительно ономатопоэтическое и обозначает скрип неровного колеса. Стоит отметить, что этот термин имел уничижительное значение на венгерских равнинах, но был общепринятым на острове Csepel к югу от Будапешта.

Устройство

Общепринятого стандарта для устройства колесной лиры не существует, хотя в Европе наиболее типична французская vielle a roue. Вне Франции она имеет несколько региональных форм, но за ее пределами инструмент считался народным, и единого стандарта выработано не было.

Существует два наиболее распространенных типа резонатора современных колесных лир – гитарный и лютневый. Оба варианта бытуют во франкоговорящих регионах, за их пределами же общепринят гитарный. Симфония с прямоугольным резонатором также имеет хождение среди исполнителей ранней музыки и исторических реконструкторов.

Струны

Исторически струны делались из жил, которые до сих пор предпочитают некоторые музыканты, однако наиболее распространены сейчас металлические струны, которые более всего удобны особенно для низких бурдонных струн. Используются так же и нейлоновые, но многие исполнители их не предпочитают.
Бурдонные струны производят непрерывный звук одного тона. Мелодическая(ие) струна(ы) зажимается кулачками, закрепленными на клавишах и укорачивают или удлиняют звучащую часть струны, подобно тому, как работают пальцы гитариста на грифе. На самых ранних колесных лирах клавиши настраивались по пифагорейской темперации, более поздние инструменты настраивались по-разному, сейчас же наиболее распространена равномерная темперация для удобства игры с другими инструментами. Но, поскольку каждый кулачок на любой клавише колесной лиры может быть индивидуально подстроен, то возможны практически любые типы темперации. Большая часть современных колесных лир имеет 24 клавиши, которые дают диапазон в 2 хроматических октавы.

6,29 КБДля получения нужного тембра и качества звучания каждая струна колесной лиры обматывается кусочком ваты или другого подобного волокна. На мелодической струне обычно наматывается небольшое количество ваты, на бурдонных – больше. Неверное количество ваты может привести к слишком резкому или слишком глухому звуку, особенно на верху диапазона. Кроме того, отельные струны (особенно мелодические) требуют регулировки подъема над колесом с помощью небольших кусочков бумаги, подкладываемых под струны на мостике. Это процесс называется shimming. Shimming и намотка ваты - связанные процессы, поскольку и тот и другой влияют на геометрию струн инструмента.


Жужжащий мостик

В некоторых типах колесных лир, особенно во французской vielle à roue (скрипка с колесом) и в венгерском tekerőlant (tekerő - короткий) применяется устройство под названием «жужжащий мостик», chien (франц. собачка) или recsegő (венг. жужжалка). На современных французских инструментах их может быть до 4х. Этот механизм состоит из свободного мостика, на который натянута бурдонная струна. Одна ножка этого мостика вставляется в паз на деке (или, на венгерских инструментах, держится с помощью колка) и удерживает мостик на месте. Свободный конец, называемый «молоточек» прилегает к деке и может более менее свободно вибрировать. Когда колесо крутится медленно, давление струны (на французских инструментах называющейся trompette) удерживает мостик на месте, и звучит только струна. Когда музыкант ускоряет вращение, молоточек приподнимается и начинает вибрировать, задевая поверхность деки и производя характерное ритмическое жужжание, которое используется для создания ритмического перкуссионного аккомпанемента, особенно в танцевальных мелодиях.



На инструментах французского типа чувствительность жужжащего мостика может регулироваться с помощью колка, который называется tirant, он крепится на струнодержателе инструмента и соединяется со струной trompette с помощью проволоки или нити. Tirant изменяет боковое давление на струну и таким образом регулирует чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют разнообразные техники вращения колеса, ускорения его вращения в различных фазах. Каждый «рывок» (резкое ускорение) колеса дает отчетливый жужжащий звук. Такие рывки производятся не автоматически, а находятся под полным контролем исполнителя.



На венгерских инструментах такая регулировка осуществляется с помощью клинышка, который называется recsegőék (регулировочный клин (буквально «клин жужжалки»)), который отклоняет бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью контролируется запястьем исполнителя и имеет совершенно другой звук и ритмические возможности по сравнению с французскими инструментами.







Региональные типы

Региональные типы колесных лир со времен Возрождения можно классифицировать относительно
a)размера колеса и
b)наличия или отсутствия жужжащего мостика.




1.Маленькое колесо

Инструменты с маленьким колесом (диаметром менее 14 см.) характерны для Центральной и Восточной Европы. Они отличаются широкой струнной коробкой (keybox) и бурдонными струнами, которые проходят внутри нее. Из-за небольшого диаметра колеса эти инструменты обычно имеют три струны – одну мелодическую, одну тенор и одну басовую струну. Струн иногда может быть и больше – до пяти.

а).Жужжащий мостик с регулировкой струной


Немецкий инструмент с грушевидным резонатором Drehleier. Две или три бурдонных струны и одна или две хроматических мелодических. Характерная клиновидной формы «головка грифа», на которой крепятся колки. Часто обильно украшен. На инструментах этого вида используется жужжащий мостик с регулировочным колком, который укреплен рядом со струной, а не на струнодержателе как на французских инструментах.

в). Жужжащий мостик с регулировкой клином

Венгерский tekerőlant : Обычно имеет 2 бурдона (иногда 3) и одну или две мелодические хроматические струны. Широкая струнная коробка часто резная или обильно украшена.





Тирольская Drehleier (Австрия): Очень похожа на tekerőlant, но обычно имеет диатоническую настройку. Весьма вероятно, что этот инструмент был прототипом венгерского.






с). Без жужжащего мостика

3,78 КБlira korbowa(Польша). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.







колесная лира /рыля/рылей (Россия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Плоская клавиатура.








лира(Украина). Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
Три типа резонатора: долбленый из одного куска дерева, гитарный с боковыми колками и наборный с вертикальными колками. Плоская клавиатура.



ninera/kolovratec (Словакия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Широкая струнная коробка. Внешне похожа на венгерский tekerő, но не имеет жужжащего мостика.









11,46 КБgrodalira/vevlira (Швеция). Возрождена в 20м веке по историческим образцам. Две формы резонатора: продолговатый коробчатый и вытянутый грушевидный. Обычно имеет диатоническую настройку, но она может быть расширена до хроматической путем добавления дополнительных клавиш, которые располагаются ниже обычного диатонического ряда (а не выше, как на большинстве колесных лир).




немецкая тюльпановидной формы Drehleier. Три бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.








2.Большое колесо

Инструменты с большим колесом (диаметр от 14 до 17 см.) характерны для западной Европы. Такие инструменты обычно имеют узкую струнную коробку, внутри которой натягиваются только мелодические струны. Они обычно имеют больше струн, часто встречается их дублирование или утроение. Некоторые современные инструменты имеют до 15 струн, хотя обычное их число – 6.



а).Жужжащий мостик с регулировкой струной

vielle à roue (Франция). Обычно имеет 4 бурдона и 2 мелодических струны, но часто струн больше. Две формы резонатора: гитарный и лютневый круглый (vielle en luth). Французские инструменты обычно имеют узкую струнную коробку; бурдонные струны проходят снаружи ее. Традиционные инструменты имеют 2 мелодических и 4 бурдонных струны с одним жужжащим мостиком. Современные могут иметь больше: например, инструмент известного исполнителя Жиля Шабена (Gilles Chabena thttp://www.gilleschabenat.com/) имеет 4 мелодических струны на альтовом струнодержателе и 4 бурдонных на виолончельном. Этот инструмент так же имеет 3 струны trompette.


niněra(Чехия). Резонатор гитарной формы. Два вида: первый имеет стандартное устройство, во втором бурдонные струны располагаются между мелодическими внутри струнной коробки. Бытуют и хроматические и диатонические формы. Особого вида механизм для регулировки «жужжания» на струне trompette.


в). Без жужжащего мостика

zanfona (Испания). Обычно имеет гитарной формы резонатор с тремя мелодическими струнами и двумя бурдонными. Некоторые старинные образцы имели диатоническую настройку, современные обычно хроматические. Санфоны настраиваются как правило в С (До) мажоре, все мелодические струны в унисон. Бурдонные струны это – баритон С (на октаву ниже) и бас С (2 октавы ниже). Бурдоны могут быть перестроены в D (Ре), хотя мелодическая струна остается в С. Это позволяет иметь как тонику и С, и С#, чтобы играть на мелодических струнах ниже D.



niněra (Чехия). Резонатор гитарной формы. Два вида: первый имеет стандартное устройство, во втором бурдонные струны располагаются между мелодическими внутри струнной коробки. Бытуют и хроматические и диатонические формы.



переведено по http://en.wikipedia.org/wiki/Hurdy_gurdy


Subscribe

  • (no subject)

    Несмотря на то, что при упоминании шотландской музыки практически всем в голову приходит волынка, естественно, что она далеко не единственный…

  • Интервью с ирландским флейтистом Мэттом Моллоем

    Мэтт Молло́й (Matt Molloy) - легендарный ирландский флейтист, известный по работе в таких группах, как Planxty, Bothy Band, Chieftains и…

  • Музыка Галисии и Астурии

    Музыка Галисии и Астурии Испанские провинции Галисия, Астурия распложены рядом в северо-западной части страны. Народная музыка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • (no subject)

    Несмотря на то, что при упоминании шотландской музыки практически всем в голову приходит волынка, естественно, что она далеко не единственный…

  • Интервью с ирландским флейтистом Мэттом Моллоем

    Мэтт Молло́й (Matt Molloy) - легендарный ирландский флейтист, известный по работе в таких группах, как Planxty, Bothy Band, Chieftains и…

  • Музыка Галисии и Астурии

    Музыка Галисии и Астурии Испанские провинции Галисия, Астурия распложены рядом в северо-западной части страны. Народная музыка…